Собор Святых Георгия и Максима (San Massimo-Duomo dell'Aquila) в Л'Аквиле
Кафедральный собор святых Максима и Георгия (или Собор Сан-Массимо), считается главным местом поклонения в Аквиле. Возведение храма Святых Георгия и Максима связывают с созданием самой Аквилы и образованием здесь архиепархии Римской католической церкви в 1257 году по указанию римского Папы Александра IV. В то же время, строящаяся церковь San Massimo-Duomo dell'Aquila обрела статус городского собора. Мощи Святого Максима разместили здесь в 1414г. После разрушения Аквилы в 1259г., собор был перестроен прямо на главной площади города, Пьяцца дель Дуомо (Piazza del Duomo), где находится до сих пор, это самая большая из городских площадей.
Рядом с Собором расположен дворец архиепископа и Старый фонтан (Fontana vecchia). Здание храма в плане представляет крест. В двух башнях храма разместили солнечные часы, а в самом центре, между этими башнями, находится окно полукруглой формы. Фасад собора отделан белой штукатуркой. Внутреннее убранство церкви создавалось в XVIII веке в стиле барокко. Здесь собрана великолепная коллекция произведений таких знатных мастеров, как Франческо да Монтреале, Баччо Чьярпи, Теофила Патини, Венанцио Машителли, Джероламо Ченатьемпо. Апсиду украшают огромные полотна Донато Теодоро и Джироламо Сенатиэмпо, а в своде монументального центрального нефа можно увидеть фреску девятнадцатого века, которая изображает Святых Бернардина, Максима, аббата Эквиция и Папу Целестина V.
После землетрясения, которое случилось в 1315 году, здание снова перестроили, то же самое произошло и в 1703г. Это землетрясение практически полностью привело к разрушению церкви, после чего остатки оригинального здания в виде отдельных фрагментов и некоторые уникальные элементы декора сохранились только со стороны Via Roio. Восстановление Собора проводили в течение семи десятков лет под руководством итальянского архитектора Себастьяно Чиприани (Sebastiano Cipriani), стартовали строительные работы в 1711г. и только в 1734г. в соборе возобновились богослужения. В полном объёме реконструкционные работы завершили лишь в 1780г.
В современности, самые значительные повреждения постигли здание собора при очень мощном землетрясении, которое произошло в 2009г., при этом очень сильно повредились несущие стены вместе с фасадом, а в некоторых местах обрушился трансепт. По предварительным оценкам, для реставрации собора необходимо около двух десятков миллионов евро.
Изначально здание храма представляло собой трёхнефный с апсидой и трансептом комплекс, такая структура существовала до разрушительного землетрясения, произошедшего в 1703г. В самом конце XIV века была сооружена лестница, выходящая на Соборную городскую площадь и капеллы, размещённые в нефах храма, включая усыпальницу Аньифили, которая состоит из монументального надгробия с ликом покойного и, собственно, самого гроба, выполненного из камня. В XVв. слева от входа расположили купель для крещения, созданную известным архитектором Джованни де Реттори, а с правой стороны от входа гробницу кардинала Амико Агнифили (Amico Agnifili).
Тогда же, итальянский архитектор и математик Джироламо Пико Фонтикулано (Girolamo Pico Fonticulano) возвёл башенную колокольню и поднял потолок собора, а в семнадцатом веке, соорудили новые капеллы. 1851 год стал важным этапом в истории Собора, в то время приняли решение провести коренную реконструкции здания в стиле неоклассицизма. Мероприятие начали воплощать в жизнь, но временно строительные работы пришлось остановить в связи с восстанием, которое разгорелось в этих местах в 1860г. До этого времени лишь успели соорудить нижние элементы обновлённого здания храма. Остальные части комплекса вместе с колокольнями построили к концу двадцатых годов XXв.
В 1902г. этот религиозно-исторический объект включили в перечень национальных памятников Италии.