Базилика Чель Д`Оро («Basilica di San Pietro in Ciel d'Oro») в Павии
Название «Базилика Святого Петра в Золотом небе» символизирует ассоциацию с покрытой сусальным золотом (тончайшими золотыми чешуйками, используемыми в целях декорации) мозаики в полукуполе апсиды храма. До четырнадцатого века эта церковь считалась соборной. Когда-то рядом с церковью находились два монастыря, со стороны юга к храму примыкала обитель августинцев, а со стороны севера – лютеранских каноников. Здание базилики трёхнефное, с трансептом и типичным для Италии фронтоном треугольной формы. Оно сооружено из красного кирпича, а для декораций использовался в основном песчаник.
Великие личности античности Боэций (пострадавший в 525 году от арианского короля Теодориха) и Аврелий Августин (христианский философ, проповедник и богослов), вместе с лангобардскими королями нашли в этом храме свой вечный покой.
В четырнадцатом веке, монахи переместили мощи Августина в шедевральное творение готического искусства, специальную «раку» или своеобразный ковчег для мощей с возвышающейся огромной мраморной аркой, которую создали в честь святого в период с 1360 года по 1400 год ломбардские мастера Бонино и Маттео. В арке органично размещены 95 статуй и 50 барельефных элементов, апостолы и святые, которые описывают жизнь епископа Гиппона, блаженнейшего Августина, святого православной, католической и лютеранской церквей и чудесных явлениях, случившихся после его смерти, в 430 году.
Самым характерным примером ломбардской романики выступает здание базилики, сложенное кирпичной кладкой, оно освящено в 1132 году. На этом месте ранее находилась древнейшая церковь, известная с седьмого века. В VIII веке её привел в порядок король лангобардов Лиутгранд, он же и разместил здесь мощи святого Августина, предварительно заплатив шестьдесят тысяч крон золотом сарацинам в 710 году, после чего они вернули реликвию в Италию с захваченной ими Сардинии.
Надгробие самого короля Лиутгранда располагается у основания последнего пилястра правого нефа, также, в глубине нефа далее, можно обнаружить элементы мозаики XII века. В левом нефе сохранились древние фрески, созданные XV веке. В крипте церкви располагается мраморный саркофаг с мощами философа Боэция.
Отделка храма характерна и типична для религиозных сооружений Павии того времени. Максимальный интерес вызывает портальный скульптурный декор. Там изображен святой Пётр (чьё имя она и носит), мастерски представленный во Вратах рая, куда возносятся души. Размещённые на капителях и импостах скульптурные композиции наполнены апокалиптической тематикой: монстрами, гиппогрифами, русалками и орлами.
На рубеже XVII и XVIII веков вследствие разногласий между различными ветвями августинцев церковь пришла в упадок, что продолжалось достаточно длительное время и только ближе к концу девятнадцатого века по инициативе кардинала приступили к масштабной реконструкции святого места, при этом восстановили и знаменитую мозаику с ликом Христа и святых в «золотом небе».
Полезная информация
Адрес объекта:Piazza S. Pietro in Ciel d'Oro, 2, 27100 Pavia (PV)
Координаты GPS:45.191348, 9.154451
Как добраться:Ориентир - Остановки "PAVIA XI Febbraio (Porta Milano)" и "PAVIA Matteotti/Griziotti"